Обзор изменений в законодательстве /

Июль 2020

Рубрика подготовлена  с использованием
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63956.html
© КонсультантПлюс, 1997-2020

  • Подписан ФЗ  «О внесении изменений в ФЗ «Об обрапзовании в РФ»   по вопросам воспитания обучающихся

Законом скорректирован понятийный аппарат Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» («воспитание», «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа»).

В частности, воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  • «Иностранный язык» предлагается исключить из числа обязательных учебных предметов, по которым проводится ГИА по образовательным программам среднего общего образования

    Согласно проекту государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, будет проводиться в обязательном порядке по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

    Обучающийся самостоятельно выбирает уровень (базовый или профильный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация по учебному предмету «Математика».

    Допускается прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

    С проектом можно ознакомиться по ссылке 

  • При организации образовательного процесса должен быть соблюден баланс интересов обучающихся, желающих обучаться по универсальному профилю, и образовательных организаций, организующих углубленное изучение отдельных учебных предметов

    Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина»

    Конституционный Суд РФ признал пункт 1 части 1 статьи 61 и часть 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу эти нормы:

    предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;

    не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения в соответствующей образовательной организации по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации, без нормативного установления указанных гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.

    Конституционный Суд РФ, в частности, отметил что по смыслу указанных законоположений органы государственной власти субъектов РФ, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы последовательно обеспечивать соблюдение федеральных гарантий равенства прав граждан на образование, не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, которые не обеспечивали бы получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. В частности, это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.

  • Признаны недействующими положения порядка приема граждан на обучение как не соответствующие действующему законодательству в части приема на обучение братьев и сестер

    Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2020 N АКПИ20-129 <О признании частично не действующими абзацев первого и третьего пункта 14, пункта 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32>

    Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

    13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

    Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

    Требуемые дополнения в указанный порядок до настоящего времени не внесены.

    В этой связи Верховный Суд РФ признал не действующими с 13 декабря 2019 г. абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования не предусматривают право преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

  • Минпросвещения России разместило проект порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

    Проект Приказа Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

    Предлагаемый порядок в целом аналогичен действующему в настоящее время порядку, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, за исключением отдельных положений, в частности:

    возможности выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ по заявлениям родителей (законных представителей) детей;

    допуска деления класса на две и более группы при наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов РФ.

    Вступление в силу соответствующего приказа предполагается с 1 января 2021 года.

    Проектом признается не подлежащим применению Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с внесенными в него изменениями.

  • Минпросвещения подготовлен проект приказа о практической подготовке обучающихся

    Проект Приказа Минпросвещения России, Минобрнауки России «О практической подготовке обучающихся»

    Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

    Практическая подготовка организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

    Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой.

    При наличии в профильной организации или образовательной организации (при организации практической подготовки в образовательной организации) вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

    При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования).

    Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

    В приложении приведена примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

    Проектом признаются утратившими силу приказы Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» и от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» с внесенными в них изменениями.

  • Минпросвещения РФ подготовило приказ утверждающий новый порядок реализации обучения  в сетевой форме

    Проект Приказа Минпросвещения России, Минобрнауки России «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»

    Как отмечают разработчики проекта, сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости — с использованием ресурсов иных организаций.

    Сторонами договора о сетевой форме являются:

    базовая организация — организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение;

    организации-участники — организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты), и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), предоставляющая ресурсы для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.

    Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.

    Лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую (государственной итоговую) аттестацию, базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации. В случае, предусмотренном договором о сетевой форме, наряду с указанными документами выпускникам выдаются документы об образовании и (или) о квалификации иной образовательной организации.

    Организации-участники не вправе взимать плату за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации с обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

    В приложении приведена примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ.