03.06.2020

Май 2020

Раздел подготовлен по материалам https://www.consultant.ru/law/review/fed/fw2020-07-04.html#fw_theme_7
© КонсультантПлюс, 1997-2020

  • Признаны не действующими положения порядка приема граждан на обучение, как не соответствующие действующему законодательству в части приема на обучение братьев и сестер

Верховный Суд РФ, указал, в частности, следующее.

13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

Требуемые дополнения в указанный Порядок до настоящего времени не внесены.

В этой связи, Верховный Суд РФ признал не действующими с 13 декабря 2019 г. абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования не предусматривают право преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

<Письмо> Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»)

Минпросвещения России предлагает актуализировать порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

  • Предлагаемый порядок в целом аналогичен действующему в настоящее время порядку, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, за исключением отдельных положений, в частности:

    возможности выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ по заявлениям родителей (законных представителей) детей;

    допуска деления класса на две и более группы при наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов РФ.

    Вступление в силу соответствующего приказа предполагается с 1 января 2021 года.

    Проектом признается не подлежащим применению приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с внесенными в него изменениями.

  • Минпросвещения России подготовлены методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях

    Методические рекомендации рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием — деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков. Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.

    <Письмо> Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

  • Минобрнауки России предложен порядок оказания платных образовательных услуг

    Проектомрегламентируется порядок оказания физическим и (или) юридическим лицом, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность, платных образовательных услуг по реализации основных и дополнительных образовательных программ (части образовательной программы) в отношении физического и (или) юридического лица, имеющего намерение заказать либо заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

    Приводятся, в числе прочего, понятийный аппарат, перечень сведений, подлежащих включению в договор, ответственность исполнителя и заказчика, основания одностороннего расторжения договора по инициативе исполнителя.

    Вступление в силу постановления предполагается с 1 января 2021 года.

  • Рекомендован порядок организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях

    Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.

    Рассмотрены, в том числе: приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством; вопросы обеспечения академических прав и свобод педагогических работников; оценка эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству; механизмы материального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства.