21.06.2022

Институт развития образования Свердловской области подготовил методические рекомендации, которые помогут школьным учителям формировать российскую идентичность при изучении родной русской литературы и русского родного языка. Предполагается, что использовать разработку, одобренную Научным советом ИРО, будут как минимум в Донецкой Народной Республике, с коллегами из которой сотрудничает региональный институт.

– Особая роль в формировании общероссийской гражданской идентичности принадлежит литературе и русскому языку. Именно поэтому в Федеральных образовательных стандартах выделена предметная область «Родной язык и родная литература», а в предметной области – предметы «Родной русский язык» и «Родная литература (русская)», – отмечают авторы рекомендаций – заведующая кафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина и доцент Наталья Смирнова.

Программа предмета «Родная литература (русская)», отмечается в пособии, предусматривает не столько изучение произведений, сколько разговор о важнейших исторических и культурных событиях жизни России, о выдающихся личностях и духовной силе народа России. Литература позволяет осмыслить эти события с позиций их нравственного, гражданского, гуманистического и патриотического значений. Именно поэтому при изучении произведений родной русской литературы учитель должен давать историко-культурный комментарий. Например, тема «Оборона Севастополя» должна предваряться информацией о Крымской войне середины 19 века, а работа с рассказом Антона Чехова «В Москве на Трубной площади» – знакомством с историей этой площади.

Последнее произведение авторы методических рекомендаций называют в числе тех, которые могут показаться ученикам трудными для понимания. Как решить эту проблему с помощью заданий рубрики «Размышляем над прочитанным», показывается на примере системы вопросов к стихотворению Сергея Маркова «Сусанин». Еще одним примером – на этот раз формирования умения понимать скрытые смыслы художественного текста – стал рассказ Константина Паустовского «Дремучий медведь».

– Работа по формированию читательской грамотности, – подчеркивается в методических рекомендациях, – развивает умение понимать идею автора, отражающую мировосприятие российского писателя, способствует осознанию ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в художественном пространстве произведения.

Конкретные рекомендации авторы методических рекомендаций дают и в отношении нового учебного курса «родного русского языка». Он связан с традиционным курсом и в то же время «позволяет углублять и при необходимости расширять знания о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения».

Фото: пресс-служба Минпросвещения России