11.12.2019

Новый выпуск электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящён развитию сельских школ

Главную тему открывает обращение Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой. Она подчеркнула особую роль сельских школ в системе образования страны. Глава Минпросвещения рассказала об уникальной сельской школе в Бурятии, которая состоит из одного ученика и одного учителя, и привела примеры учительских династий, которые сформировались благодаря труду в сельских школах педагогов нескольких поколений.

«Везде, вне всяких сомнений, начало всему – преданные своему делу и своей великой миссии учителя. К учителю предъявляются самые высокие требования. Сегодня любой педагог должен быть не только грамотным с профессиональной точки зрения, владеть новыми средствами обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые происходят в обществе», – отметила О.Ю. Васильева.

Министр сообщила, что для развития сельских школ запущен целый ряд федеральных проектов национального проекта «Образование». В частности, в январе 2020 года начнётся реализация одной из ключевых программ поддержки сельских педагогов «Земский учитель».

«Эта программа позволит обновить кадровый состав школ, усовершенствовать методы обучения и воспитания, заполнить учительские вакансии по различным предметам. За три года мы планируем привлечь в сельские школы около 5 тысяч педагогов», – информировала Министр.

Как рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Ж.В. Садовникова, сельские школы в России работают в особых демографических условиях. Важнейшая задача – развивать их инфраструктуру, обеспечивая качество образования.

«Миссия школы на селе изменилась. Она стала социокультурным объединяющим центром для жителей, а значит, может вовлекать в свою орбиту всех желающих независимо от возраста», – подчеркнула Ж.В. Садовникова.

Подробно о программе «Земский учитель», правилах участия в ней и требованиях к кандидатам рассказала директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России М.Б. Хлопотных.

«Земский учитель» – важная для системы образования программа. Она направлена на повышение качества общего образования путём совершенствования методов обучения и воспитания, внедрения новых образовательные технологий, в том числе цифровых», – подчеркнула М.Б. Хлопотных.

В некоторых субъектах страны успешно реализуются похожие программы. Министр образования и науки Пермского края Р.А. Кассина рассказала, что учителя региона получают субсидии на приобретение жилья, а также могут взять в пользование автомобиль.

Министр образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Е.В. Воробьева отметила, что кубанские школы развиваются с опорой на традиции. Каждая пятая школа в регионе – малокомплектная. Принципиальный вопрос для края – развитие даже самой маленькой школы, если в ней нуждается население.

В рубрике «Точка зрения» представлен опыт поддержки педагогов, работающих на селе.

Министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области С.В. Злобин поделился опытом реализации программы поддержки молодых педагогов, переезжающих в сельскую местность. Например, в регионе единовременную субсидию смогут получить не только учителя, но и мастера производственного обучения, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.

Первый заместитель Министра образования и молодёжной политики Чувашской Республики А.Н. Федорова считает, что успешная реализация национального проекта «Образование» напрямую связана с кадровым потенциалом. В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» учителя получают государственную поддержку на строительство или приобретение жилья в сельской местности в размере до 70 процентов от его стоимости.

Начальник Департамента образования Белгородской области Е.Г. Тишина уверена, что благодаря реализации государственной программы «Земский учитель» у педагогов повысится мотивация и «появится шанс выйти далеко за рамки своих компетенций, поскольку сельскому учителю приходится быть и психологом, и социальным педагогом. Он – учитель многопредметник».

В выпуске «Вестника образования» также пополнились новыми материалами разделы «Методика», «Документы», «Международный опыт» и «Календарь событий».

Рубрика «Новости» обновляется на сайте электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее важных событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.

Справочно

Электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России размещается в свободном доступе без необходимости оформления подписки.