27.03.2024

Февраль 2023

Изменения и нововведения в законодательстве

Рекомендации

Федеральный закон от 17.02.2023 N 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 

Определено, что при проведении практической подготовки обучающихся к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

 

Также уточнено, что при установлении, изменении или признании утратившим силу порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», касающиеся порядка вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

1)     Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2)      Руководствоваться при выборе учебно-методических комплексов.

Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Законом, в частности:

признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные ранее на территории Украины, а также на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и устанавливается соответствие таких образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий;

определяются особенности проведения ГИА и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

закрепляются права и обязанности обучающихся, педагогических и научных работников, меры социальной поддержки и стимулирования указанных лиц;

устанавливается особое право лиц, постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР и призванных на военную службу по мобилизации, платно обучавшихся впервые по образовательным программам высшего образования и СПО, после увольнения со службы перейти на бесплатное обучение в организациях, в которых они ранее проходили обучение.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  проведение итогового сочинения (изложения).

Приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 N 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2023 N 72372)

 

В частности, предусмотрено право организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы перераспределить предусмотренное в федеральном учебном плане время на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

 

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2027 года

 

1)      Внести изменения в ЛНА,

регламентирующие

организацию и проведение итогового собеседования.

2)      Довести до участников образовательного процесса.

 

Федеральный закон от 06.02.2023 N 15-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»

Перечень таких организаций, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета, а также порядок его формирования и критерии включения в него научных организаций утвердит Правительство РФ.

Корреспондирующие изменения внесены также в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Предусмотрено, что во впервые формируемый перечень без соблюдения порядка его формирования включаются научные организации, которые на день вступления в силу настоящего федерального закона имели право осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета.

1)    Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  организацию и проведение ОГЭ.

2) Информировать участников образовательного процесса  о расписании.

<Письмо> Рособрнадзора от 01.02.2023 N 04-31 <О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2023 году>

В частности, письмом направлены:

— Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году;

— Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2023 году;

— Сборник форм для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году;

— Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году;

— Сборник форм для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году и др.

1)      1) Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  организацию и проведение ЕГЭ.

2) Информировать участников образовательного процесса о расписании.

15.12.2022 Приказ Минпросвещения России N 991, Рособрнадзора N 1145 от 16.11.2022 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2023 году» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2022 N 71520)

Утверждено расписание проведения в 2023 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования (ГВЭ-9) и среднего общего образования (ГВЭ-11)

Основной период ГВЭ-9 будет проводиться в следующие даты:

24 мая (среда) — история, физика, биология;

30 мая (вторник) — обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), география, химия;

2 июня (пятница) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);

6 июня (вторник) — русский язык;

9 июня (пятница) — математика;

14 июня (среда) — литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), география;

17 июня (суббота) — обществознание, биология, химия.

Основной период ГВЭ-11 будет проводиться в следующие даты:

26 мая (пятница) — география, литература, химия;

29 мая (понедельник) — русский язык;

1 июня (четверг) — математика;

5 июня (понедельник) — история, физика;

8 июня (четверг) — обществознание;

13 июня (вторник) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский), биология;

19 июня (понедельник) — информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Признаны утратившими силу приказы Минпросвещения России и Рособрнадзора от 17 ноября 2021 г. N 835/1480, от 14 марта 2022 г. N 128/387.

1)    Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  организацию и проведение ГВЭ.

2) Информировать участников образовательного процесса о расписании.

23.12.2022 Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762)

Минпросвещения утвердило федеральную образовательную программу начального общего образования

Программа включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

Организационный раздел включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией.

При разработке основной образовательной программы начального общего образования образовательная организация предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

1)    Информировать

участников

образовательного процесса.

2) Провести тематические методические совещания.

3) Приступить к реализации не позднее 31.08.2023 г.

 

23.12.2022 Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71764)

Утверждена федеральная образовательная программа основного общего образования

Программа включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

Организационный раздел включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией.

При разработке основной образовательной программы основного общего образования образовательная организация предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

1)    Информировать

участников

образовательного процесса.

2) Провести тематические методические совещания.

3) Приступить к реализации не позднее 31.08.2023 г.

 

23.12.2022 Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)

Утверждена федеральная образовательная программа среднего общего образования

Программа содержит три раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих результатов. Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

Организационный раздел включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы.

При разработке основной образовательной программы среднего общего образования образовательная организация предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

1)   Информировать

участников

образовательного процесса.

2) Провести тематические методические совещания.

3) Приступить к реализации не позднее 31.08.2023 г.

 

Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)

Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.

Программа включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.

В целевом разделе представлены, в частности, цели, задачи и принципы формирования программы. Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп обучающихся. Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы.

1)    Информировать

участников образовательного процесса.

2) Провести тематические методические совещания.

3) Приступить к реализации не позднее 31.08.2023 г.

 

<Письмо> Минпросвещения России от 29.12.2022 N АБ-3915/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»)

Под персонифицированным финансированием дополнительного образования детей (далее — ПФДО) понимается закрепление определенного объема денежных средств за потребителем и их последующая передача исполнителю образовательных услуг вне зависимости от его организационно-правовой формы, по выбору потребителя. Основным инструментом реализации системы ПФДО является сертификат дополнительного образования.

В методических рекомендациях раскрываются основные понятия и важные аспекты внедрения ПФДО.

Рекомендации адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Внести изменения в ЛНА, регламентирующие  организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.