02.08.2022

Июль 2022

Раздел подготовлен с использованием материалов: 
https://www.consultant.ru/edu/teacher/obrazovanie/obzor/
© КонсультантПлюс, 1992-2022

  • Утверждена концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года

Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р
«Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»

Концепция определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики РФ в области подготовки педагогических кадров.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2030 году являются, в частности:

внедрение в систему подготовки педагогических кадров единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования;

внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена;

внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров, проводимой с участием работодателей;

расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности, разработка и внедрение системы учета индивидуальных достижений обучающихся в таких классах (группах), дающей преимущества при поступлении на обучение по программам подготовки педагогических кадров;

увеличение приема студентов на обучение по программам подготовки педагогических кадров на условиях договора о целевом обучении;

включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на повышение статуса русского языка и литературы, развитие коммуникации на русском языке, подготовку к осуществлению воспитательной деятельности, включая классное руководство и вожатскую деятельность, к работе с обучающимися с разными образовательными потребностями.

Рособрнадзором разработаны рекомендации по анализу результатов проведения единого государственного экзамена

Рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства в части подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена.

Они предназначены для органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ в сфере образования.

Определено, что основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ГИА предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссии, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ГИА, проведение перепроверок работ участников.

Правительством РФ утверждены правила осуществления просветительской деятельности

Правила устанавливают порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Они не распространяются на отношения, связанные с осуществлением просветительской деятельности в рамках культурно-просветительской деятельности религиозных организаций.

Просветительская деятельность осуществляется органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами с соблюдением предусмотренных требований.

Определено, что просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и в иных формах, в том числе с использованием сети «Интернет».

  • «Письмо» Рособрнадзора от 08.07.2022 N 04-170
    «Об особенностях внесения сведений о документе об образовании и (или) квалификации абитуриента в ФИС ГИА в целях приема в образовательные организации для получения высшего образования»

Рособрнадзором разъяснены особенности внесения сведений о документе об образовании и (или) квалификации абитуриента в Федеральную информационную систему проведения ГИА

В частности, разъяснено, что информация об аттестате, в котором содержатся сведения об отметках «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, выданном выпускнику, но не отвечающем требованиям абзаца 4 пункта 21 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 N 546 (в части учета результатов ЕГЭ), не может быть внесена в раздел «Тип ИД, за которое по правилам приема вуза дополнительно начисляется 5 баллов» ФИС ГИА как «аттестат о среднем общем образовании с отличием».

«О разъяснениях в части внесения сведений в ФИС ГИА и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 27.05.2022 N 958»

Даны разъяснения о внесении сведений в Федеральную информационную систему проведения ГИА в связи с функционированием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года

Внесение сведений в штатную версию ФИС ГИА и приема необходимо осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.2021 N 2085. Состав и сроки предоставления сведений указаны в Приказе Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805.

Отмечено, что сведения, внесенные в штатную ФИС ГИА и приема, используются в том числе при осуществлении мониторинга системы образования.

Подписан закон о создании российского движения детей и молодежи

Определено, что движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, одна из целей создания которого — подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов РФ, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.

Участниками движения могут быть несовершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, высшего образования, и иные лица, определенные уставом движения, а также совершеннолетние лица, имеющие образование не ниже среднего общего и (или) среднего профессионального образования и участвующие в воспитании и организации досуга участников-обучающихся (участники-наставники).

Структурными подразделениями движения являются региональные (создаваемые в каждом субъекте РФ), местные (создаваемые в муниципальных образованиях) и первичные (создаваемые в образовательных организациях, организациях в области культура и спорта и др.) отделения движения. Съезд движения является его высшим руководящим органом.

Предусмотрено, что деятельность движения субсидируется из федерального бюджета ежегодно в необходимых для этого объемах. Движение также может получать субсидии из иных бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В связи с созданием российского движения детей и молодежи актуализирован ряд актов федерального законодательства

Так, соответствующие изменения внесены в:

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Из Закона об образовании исключено понятие «образовательная услуга»

Термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» исключен из статей Закона об образовании, регулирующих вопросы финансирования образования.

Законом взамен этого введены понятия «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания».

Льготным категориям граждан предоставлено преимущественное право зачисления в колледжи и техникумы

Согласно тексту закона, право на льготное зачисление в образовательную организацию на обучение по образовательным программам СПО получили 13 категорий граждан, предусмотренных частью 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Среди них, в частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы и др.

Преимущественное право зачисления в колледжи и техникумы будет предоставляться указанным лицам при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.

Подписан закон, устраняющий необходимость заполнения учителями излишней отчетности с 1 сентября 2022 года

Законом установлено, что Минпросвещения России утвердит перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ. Дополнительный перечень такой документации вправе утвердить также по согласованию с Минпросвещения России орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

Возложение на педагогических работников работы, не предусмотренной Законом об образовании, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в указанные перечни, не допускается.

Кроме этого, документом закрепляется право образовательной организации применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с деятельностью образовательной организации, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждаются образовательной организацией по согласованию с ее учредителем.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

Подписан закон об обеспечении в школах бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования.

Кроме этого, законом для указанных лиц предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

Установлено, что решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней принимается образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся

Также определены виды деятельности, которые могут проводиться в группе продленного дня, в числе которых присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

Кроме того, закреплено право субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение деятельности групп продленного дня.

Разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса на период капремонта зданий общеобразовательных организаций

Рекомендации разработаны в целях эффективной реализации программы «Модернизация школьных систем образования», утвержденной совместным приказом Минпросвещения России и Минстроя России от 19 января 2022 г. N 15/25пр.

Рекомендации подготовлены в целях обеспечения государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования на период проведения капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования в рамках государственной программы «Развитие образования».

Утвержден обновленный порядок проведения олимпиад школьников

Документом определены правила проведения олимпиад школьников, установлены критерии определения уровней олимпиад, а также образцы дипломов победителей и призеров олимпиад.

Предусмотрено, что олимпиады проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников. Они проводятся ежегодно в рамках учебного года с 1 сентября по 15 апреля.

Взимание платы за участие в олимпиадах не допускается.

Установленный порядок не распространяется на всероссийскую олимпиаду школьников.

Признаны утратившими силу Приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. N 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» и изменяющие его акты.