25.09.2024

Июль-август 2024

Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию между образовательными организациями, заказчиками целевого обучения и гражданами, поступающими в вузы и желающими заключить договор о целевом обучении

<Письмо> Минобрнауки России от 27.06.2024 N МН-5/14205 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по взаимодействию между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, заказчиками целевого обучения и гражданами, поступающими на обучение по образовательным программам высшего образования и желающими заключить договор о целевом обучении»)

Методические рекомендации определяют процедуры взаимодействия между образовательными организациями, заказчиками целевого обучения и абитуриентами в случае, если абитуриенты подают заявку на заключение договора о целевом обучении в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Предложения для абитуриентов размещаются на цифровой платформе «Работа в России». Предусмотрены случаи, в которых заказчикам предоставляется право не размещать предложения на указанной цифровой платформе.

Абитуриенты подают заявку одним из следующих способов:

в электронном виде посредством Единого портала госуслуг (указанный способ действует в 2024 году только при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета);

в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Отмечено, что в случае неразмещения предложения на цифровой платформе «Работа в России» подача заявки в электронном виде невозможна.

Приказ Минпросвещения России от 21.05.2024 N 347 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2024 N 78626)

В частности, изменениями продлен предельный срок использования ряда учебников.

Направлен график обработки экзаменационных материалов дополнительного периода проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году

<Письмо> Рособрнадзора от 23.07.2024 N 10-574 <О направлении графика обработки экзаменационных материалов дополнительного периода проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году> (вместе с «Графиком обработки экзаменационных работ дополнительного этапа ГИА-11 в 2024 году»)

В графике приводятся перечень экзаменов, даты их сдачи, даты завершения обработки экзаменационных работ на региональном уровне, даты обработки экзаменационных работ на федеральном уровне и направления результатов ГИА-11 в регионы, даты утверждения результатов ГИА-11 и официальные дни объявления результатов по каждому из экзаменов.

Порядком проведения ГИА-11, утвержденным Приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 04.04.2023 N 233/552, не запрещено утверждение результатов экзаменов и ознакомление с ними участников экзаменов ранее указанных в графике сроков.

Совершенствуются особенности получения образования обучающимися с ОВЗ

Федеральный закон от 08.08.2024 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Предусмотрено, что условия организации обучения и воспитания определяются:

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии;

для инвалидов (детей-инвалидов) — в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Уточнено, что понимается под специальными условиями для получения образования указанными лицами (к таким условиям отнесено в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Кроме этого, из текста закона об образовании исключен термин «умственная отсталость» — он заменен на термин «нарушение интеллекта».

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Педагогические работники станут подготавливать меньше отчетов

Федеральный закон от 08.08.2024 N 328-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Законом предусматривается утверждение перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками, в зависимости от реализуемых образовательной организацией образовательных программ.

Закрепляется, что информация и документы о деятельности образовательной организации, не указанные в законе об образовании, предоставляются образовательной организацией по обращению гражданина, организации либо госоргана при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Образовательная организация вправе не предоставлять такие информацию и документы при отсутствии предусмотренных законодательством оснований.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Обновлен федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ

Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 N 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2024 N 79172)

Перечень включает в себя наименование и краткое описание электронного образовательного ресурса, наименование правообладателя электронного образовательного ресурса, класс, для которого он разработан, реквизиты приказа Минпросвещения России, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым разработан электронный образовательный ресурс, и пр.

Признан утратившим силу Приказ Минпросвещения от 4 октября 2023 г. N 738, которым ранее был утвержден аналогичный перечень.

Федеральный закон от 22 июня 2024 года № 145-ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов».

Начало действия документа – 01.01.2025.

Указанный закон будет регулировать положения, касающиеся легализации российских и иностранных документов. В связи с принятие данного закона
с 01.01.2025 утратят силу нормы Закона СССР от 24.06.1991 № 2261-1 «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу», среди которых запрет вывозить и пересылать за границу трудовые книжки, военные билеты
и удостоверения личности. В новом законе такая норма отсутствует.

Приказ Минтруда России от 27.05.2024 № 275н «О внесении изменений
в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. № 585н».

Начало действия документа – 07.07.2024.

Указанным приказом уточнены правила подсчета страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам. Так, при расчете длительности каждого периода, который включают в стаж, нужно из даты окончания этого периода отнять дату начала и прибавить 1 день.

Считать страховой стаж нужно в календарном порядке в полных годах. При этом, как и прежде, каждые 30 дней следует переводить в полные месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы.

В июне – июле 2024 года направлены разъяснительные письма:

– Минпросвещения России от 03.06.2024 № ТВ-889/08 «О направлении разъяснений» (по вопросу о праве педагогических работников, занимающих должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск);

– Минтруда России от 03.06.2024 № 14-6/ООГ-3389 (по вопросу
ознакомления работника с рабочей копией должностной инструкции при приеме на работу);

– Роструда от 13.06.2024 № ПГ/10762-6-1 (по вопросу приостановления работы работником при невыплате компенсации за вынужденный прогул
и возмещении морального вреда в связи с восстановлением на работе по решению суда);

– Минтруда России от 25.06.2024 № 14-6/ООГ-3817 (по вопросу
оформления должностной инструкции работника и ее изменений);

– Минтруда России от 02.07.2024 № 14-6/ООГ-4015 (по вопросу установления гибкого режима рабочего времени при совместительстве).

Перечень нормативных правовых актов, вступающих в силу с 01.09.2024

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 № 537 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2332» (внесены изменения в Правила допуска организаций к проведению специальной оценки условий труда).

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 № 583 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2333» (внесены изменения, затрагивающие аттестацию организаций на право проведения специальной оценки условий труда, выдачу сертификата эксперта).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда
и инструкции по ее заполнению»
(утверждена в новой редакции Методика проведения специальной оценки условий труда).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 03.05.2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи»
(утвержден в новой редакции Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 24.05.2024 № 260н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)» (
утверждены в новой редакции требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи (автомобильной).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 24.05.2024 № 261н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (
утверждены в новой редакции требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).