Обзор изменений в законодательстве /

25.10.2021

Апрель — октябрь 2021

  • Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия документа – 01.06.2021)

 Определены общие требования к осуществлению просветительской деятельности.

Вводится понятие «просветительская деятельность», под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, ИП и (или) юридические лица при соблюдении установленных требований.

Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.

Также установлено, что по общему правилу научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов РФ и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и перечень таких организаций утверждаются Минпросвещением России.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381385/

 

  • Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия документа – 01.01.2023)

 Под спортивной подготовкой следует понимать учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, с 01.01.2023 года должны реализовывать дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, которые разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:

дополнительные общеразвивающие программы — реализуются для детей и для взрослых;

дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств – реализуются для детей;

дополнительные образовательные программы спортивной подготовки – реализуются для детей и для взрослых.

Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 01.05.2023 с учетом следующих положений:

организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;

организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;

организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».

Организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 01.05.2023.

Организации, реализующие программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 01.09.2023. До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, проходящие спортивную подготовку по программам спортивной подготовки, обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап спортивной подготовки по соответствующим дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с момента выдачи временной лицензии организации, реализующей соответствующую дополнительную образовательную программу спортивной подготовки. На указанных лиц распространяются права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Лица, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, не позднее 01.09.2023, но не ранее чем с момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных трудовым законодательством. Периоды работы в должности тренера лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитываются в стаж педагогической работы.

Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогических работников не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет после назначения на соответствующие должности педагогических работников.

Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя и имеющие квалификационные категории тренеров, признаются имеющими квалификационные категории педагогических работников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381385/

  • Федеральный закон от 02.07.2021 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия документа — 01.01.2023)

Закреплено безусловное право ребенка на преимущественный прием на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.

Ранее к условиям преимущественного приема детей на обучение в организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры, относилось проживание в одной семье и наличие общего места жительства.

Также установлено, что размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов, определяются Правительством Российской Федерации.

МОО необходимо внести соответствующие правки в ЛНА регламентирующие прием на обучение.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381385/

 

  • Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (в соответствии с пунктом 4 в первоначальной редакции данный документ вступал в силу с 01.09.2021. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 № 1224 срок вступления в силу данного документа перенесен на 01.08. 2021)

Актуализированы правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Новые правила в числе прочего определяют порядок и сроки внесения в информационную систему сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента.

Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней со дня выдачи указанных сертификатов.

Утрачивает силу аналогичное постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729.

 ВАЖНО!

Сведения о документах об образовании

Сроки внесения в ФРДО

выдаваемых с 01.01.2021 лицам, освоившим образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования

в течение 20 дней со дня выдачи указанных документов

выдаваемых с 01.01.2021 лицам, освоившим иные образовательные программы

в течение 60 дней со дня выдачи указанных документов.

выданных с 10.01.992 по 31.12.1995 включительно

в срок по 31.08.2023 включительно

Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации

Сроки внесения в ФРДО

выданных с 01.09.2014

в течение 30 дней со дня выдачи указанных сертификатов

на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента

в течение 30 дней со дня выдачи указанных сертификатов

Срок хранения сведений, внесенных в информационную систему, составляет 50 лет, за исключением сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, срок хранения которых составляет 5 лет.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечить полноту, достоверность и актуальность сведений, передаваемых в ФИС ФРДО.

Проверка выполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований по своевременному, полному и достоверному внесению сведений в ФИС ФРДО осуществляется Рособрнадзором при проведении мониторинга системы образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в рамках выполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в сфере образования.

С 29.06.2021 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности за несвоевременность и невнесение сведений в ФИС ФРДО (статья 19.30.2), а также увеличены штрафы.

 Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105310021

  •  Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 114 «Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2021 году» (начало действия документа — 23.04.2021)

Согласно Особенностям выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2021 году, аттестат о среднем общем образовании с отличием, а соответственно и медаль в 2021 году вручаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, которые изучались на уровне среднего общего образования, и получившим (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам среднего общего образования):

в случае прохождения ГИА в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) — не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» в форме ЕГЭ и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам (по которым обучающийся получил результаты, в том числе в случае аннулирования результатов);

в случае прохождения выпускником 11-го (12-го) класса ГИА в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) — отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

В письме Минпросвещения России от 27.05.2021 № 03-725 «О выдаче медали «За особые успехи в учении» в 2021 году» даны разъяснения по вопросам выдачи медали «За особые успехи в учении» (далее — медаль) выпускникам в 2021 году, обращено внимание на следующее.

Согласно Особенностям проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году, утвержденным совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 16.03.2021 № 105/307, для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов ГИА проводится по русскому языку в форме ГВЭ или ЕГЭ по выбору.

Согласно пункту 4 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11. 2018 № 190/1512, обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Минпросвещения России (далее — победитель или призер), освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.

Таким образом, выпускник получает медаль:

в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ — если он набрал не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым учебным предметам (на которых обучающийся присутствовал);

в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ — если он набрал не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» и не сдавал (не выбрал) другие учебные предметы, в том числе не явился на предметы по выбору;

в случае если он стал победителем или призером по учебному предмету по выбору (освобождается от прохождения ГИА в форме ЕГЭ по данному учебному предмету) и набрал количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам, на которых обучающийся присутствовал, и не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» в форме ЕГЭ;

в случае если он стал победителем или призером по учебному предмету «Русский язык» (освобождается от прохождения ГИА по данному учебному предмету) и не сдавал (не выбрал) другие учебные предметы, в том числе не явился на предметы по выбору;

в случае прохождения выпускником 11-го (12-го) класса ГИА в форме ГВЭ — если он получил отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика»;

в случае прохождения участником ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участником ГИА — ребенком-инвалидом и инвалидом ГИА в форме ГВЭ — если он получил отметку 5 баллов по одному выбранному учебному предмету.

Обращаем внимание, что в случае нарушения вышеуказанного приказа № 114 руководитель образовательной организации несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104120012

  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (начало действия документа — 01.09.2021; срок действия документа ограничен 01.09.2027)

Учтены положения СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Определены сроки информирования органов местного самоуправления родителями (законными представителями) детей о выборе формы получения образования в семейной форме и образовательными организациями об отчислении детей, выбравших формы получения образования в семейной форме.

Регламентированы правила зачисления в образовательную организацию лиц, получающих образование в семейной форме, для прохождения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации и порядок консультативного и методического сопровождения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме, при прохождении последними промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Утрачивает силу аналогичный приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442.

Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066

  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 113 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году» (начало действия документа — 23.04.2021)

В связи c особенностями проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году установлено, что в 2021 году:

порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 546, в части учета результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА) при выдаче аттестатов о среднем общем образовании, в том числе с отличием, не применяется;

аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему (далее — аттестат) выдаются:

лицам, не планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также лиц, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами, при условии завершения обучения по основным образовательным программам среднего общего образования и получения при прохождении государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» отметки не ниже удовлетворительной (3 балла);

лицам, планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, при условии завершения обучения по основным образовательным программам среднего общего образования и получения при сдаче единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по учебному предмету «Русский язык» количества баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором;

лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также лицам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами, при условии завершения обучения по основным образовательным программам среднего общего образования и получения при прохождении ГИА по учебному предмету «Русский язык» в форме ЕГЭ количества баллов не ниже минимального, или в форме ГВЭ — отметки не ниже удовлетворительной (3 балла).

В случае невозможности выдачи аттестата выпускнику лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной доверенности, выданной указанному лицу выпускником, образовательная организация по заявлению выпускника направляет аттестат в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Выпускник вправе в электронной форме посредством электронной почты образовательной организации, электронной информационной системы образовательной организации, в том числе с использованием функционала официального сайта образовательной организации, обратиться в образовательную организацию с просьбой о направлении ему отсканированной копии оригинала аттестата. Образовательная организация направляет отсканированную копию оригинала аттестата выпускнику по указанному им адресу электронной почты в течение 3 календарных дней после получения соответствующего обращения. При этом оригинал аттестата хранится в личном деле выпускника до момента его востребования выпускником или другим лицом при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной доверенности, выданной указанному лицу выпускником.

Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104120011

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа — 16.07.2021)

Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с настоящим ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей).

Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, прекращается 01.09. 2022.

ФГОС включает требования к:

структуре программ начального общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

условиям реализации программ начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

результатам освоения программ начального общего образования.

Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет.

ФГОС не применяется для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основе ФГОС:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере общего образования, и учредителем Организации формируются и утверждаются нормативы финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программы начального общего образования и нормативов затрат на обеспечение условий ее реализации;

с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатываются примерные образовательные программы начального общего образования (далее — ПООП), в том числе предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов;

организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ПООП.

Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего оразования» (начало действия документа — 16.07.2021)

 Актуализирован федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

ФГОС устанавливает требования к структуре программы основного общего образования, требования к условиям ее реализации и результатам освоения.

Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.

При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, организация вправе применять:

различные образовательные технологии, в том числе, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;

модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.

Установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:

лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, — с их согласия;

несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей);

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, прекращается 01.09.2022 года.

Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

  • Постановление Правительства РФ от 18.09.2021 N 1573 «О внесении изменений в Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития»

Для включения в перечень мероприятий для выявления одаренных детей на очередной учебный год организаторы творческих или интеллектуальных конкурсов, спортивных соревнований или иных мероприятий должны подтвердить не только статус мероприятия, но и его уровень, который определяется в соответствии с порядком проведения экспертизы мероприятий. Порядок проведения такой экспертизы также претерпел ряд изменений.

Кроме того, установлено, что в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, включаются также сведения о получателях государственной поддержки в форме грантов (премий, стипендий), учрежденных Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395941/

  • Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»

 Рекомендации предназначены для руководителей и работников организаций дополнительного профессионального образования, а также непосредственно для педагогических работников.

Установлены формы диагностики профессиональных дефицитов работников:

диагностика на основании стандартизированных оценочных процедур;

самодиагностика на основании рефлексии профессиональной деятельности;

диагностика на основании результатов профессиональной деятельности;

диагностика на основании экспертной оценки практической деятельности.

Каждая из форм диагностики осуществляется на основе уровневого подхода и позволяет выявить высокий, средний и низкий уровни профессионального дефицита.

Закреплено, что участие в диагностике профессиональных дефицитов работников является добровольным и осуществляется на основании личного заявления. Результаты же диагностики являются основанием для построения индивидуального плана профессионального развития работника.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395866/

  • <Письмо> Минпросвещения России от 27.08.2021 N АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году»

Установлено, что образовательные организации могут разрабатывать адаптированные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, принятого Минпросвещения России. Обучение по таким программам образовательные организации вправе осуществлять с согласия самих обучающихся и законных представителей несовершеннолетних учеников.

При использовании образовательными организациями адаптированных программ срок получения образования обучающимися с ОВЗ может быть увеличен на один год и составлять не более 6 лет, а общий объем аудиторной работы за такой срок обучения не может составлять менее 6018 академических часов.

Кроме того, отмечено, что при реализации адаптированных программ допускается вносить изменения в учебный план, включая или исключая из него учебные предметы в зависимости от особенностей здоровья обучающихся.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394490/

  • <Письмо> Минпросвещения России от 28.05.2021 N ТВ-860/04 «О направлении Календаря образовательных событий на 2021/2022 учебный год» (вместе с «Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, 2021/2022 учебный год»)

В региональных планах необходимо предусмотреть как активные, так и дистанционные формы организации деятельности, обучения, а также обеспечить необходимые условия для участия учителей и обучающихся образовательных организаций в общероссийских мероприятиях.

Направлен Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2021/2022 учебный год.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392510/

  • <Письмо> Минпросвещения России от 01.06.2021 N 05-603 «О направлении информации о Федеральном законе от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ»

Даны разъяснения о применении изменений, внесенных Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ (далее — Федеральный закон N 144-ФЗ) в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования с 1 сентября 2021 года разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Утратит силу часть 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о формировании требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

В свою очередь, примерные образовательные программы среднего профессионального образования будут разрабатываться в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ будет установлен Правительством РФ взамен действующего порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 144-ФЗ с 1 сентября 2023 года организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования используют учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Вместе с тем учебники, которые используются 1 сентября 2021 года, образовательные организации вправе применять до 1 сентября 2025 года.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389461/

  •  <Информация> Рособрнадзора «Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования у контролируемых лиц (организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация))»

 Среди таких документов в том числе:

документы и (или) информация, содержащие сведения о разработке и реализации организацией образовательных программ;

документы, подтверждающие наличие в штате организации или привлечение ею на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих установленным требованиям;

документы и (или) информация, подтверждающие соблюдение установленных законодательством прав обучающихся;

документы и (или) информация об организации и проведении приема на обучение;

документы и (или) информация об организации и проведении итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации.

Ссылка на документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389388/

 

Раздел подготовлен  с использованием материалов
http://www.consultant.ru/edu/teacher/obrazovanie/obzor/
© КонсультантПлюс, 1992-2020

Официального интернет- портала Правовой информации http://pravo.gov.ru/